Марьянко Инна Григорьевна, воспитатель
Аналитический отчет результата педагогической деятельностиЦель аналитического отчета: самоанализ и самооценка профессиональной деятельности. Предмет анализа: создание условий, способствующих развитию творческих способностей у детей с применением нетрадиционных форм изобразительной деятельности. Задачи аналитического отчета: -проанализировать содержание работы по проблеме развития творческих способностей детей; - проанализировать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами; - проанализировать методическое сопровождение данного направления работы; - проанализировать профессиональную компетентность через различные формы повышения квалификации. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» Всё выше указанное обусловило выбор темы: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности». Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей дошкольноговозраста. Предмет исследования: нетрадиционные формы изобразительной деятельности Гипотеза. Процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста будет более эффективным, если использовать нетрадиционные формы изобразительной деятельности. При этом будут: учитываться психологические и физиологические закономерности развития дошкольников; созданы соответствующие условия воспитания и обучения;.эта работа вестись целенаправленно, с использованием разнообразных форм, методов и приемов воспитания и обучения; привлечены все участники образовательного процесса. Практическая значимость: данный опыт могут использовать педагоги дошкольных учреждений в своей деятельности и вносить коррективы.
В своей работе руководствуюсь нормативно–правовыми документами: *Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», *Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамент общего образования 28 февраля 2014 год № 08-249 Комментариик ФГОС дошкольного образования * Конвенция о правах ребенка. Цели и задачи моей профессиональной педагогической деятельности определены образовательной программой дошкольного образования Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Ачитский детский сад «Ромашка» и примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой. 1. Аналитическая часть. 1.1Анализ содержания психолого – педагогической работы с детьми по развитию творческих способностей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности. Основная цель педагогической деятельности в межаттестационный период- создание условий для развития творческих способностей у дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности. Задачи педагогической деятельности: 1) изучить и проанализировать научно-исследовательскую, методическую литературу, интернет- ресурсы по данной проблеме; 2) разработать педагогический проект, подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала, 3)совершенствовать профессиональную компетентность через различные формы повышения квалификации. В работе с детьми: Цель: Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности, через решение следующих задач: · формировать интерес к изобразительной деятельности; · знакомить детей с нетрадиционными способами изодеятельности, · способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с изобразительными материалами (совершенствовать технику работы с ножницами, шаблоном, простым карандашом, стекой, кистью) · побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники изобразительной деятельности · Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость; · Развивать ощущения и восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт, · Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие, · Развивать чувство пропорции, композиции и ритма, гармонии и цвета, · Развивать способность эстетического восприятия. Поставленные цель и задачи реализую через проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности». Педагогический проект реализуется в непосредственно образовательной деятельности; в совместной деятельности педагога и детей. При разработке проекта использовала парциальные программы: И.А. Лыковой «Цветные ладошки», «Шаг в искусство» С.В.Погодиной. Методические пособия: «Игровые занятия с детьми» Д.Н.Колдина, «Детское творчество» Д.Н.Колдина, «Методика обучения рисованию детей с5 до 7 лет» Н.В.Шайдурова, Увлекательное рисование методом «тычка» К.К.Утробина. Проект основан на следующих принципах: - системность и целенаправленность; - доступность (усложнение техник происходит с учетом возрастных особенностей детей, от простого к сложному); - динамичность (техника понятна и освоена); - наглядность (техника воспринимается через показ иллюстративного материала ); -включение в разные виды деятельности; - участие родителей в воспитательном и образовательном процессе. Для достижения поставленных целей и задач применяю в практической деятельности современные образовательные технологии: *экспериментирование: с солью, мыльными пузырями, водой, с материалами по изобразительной деятельности; *игровые: –дидактические, развивающие, настольные игры; *здоровьесберегающие- пальчиковая гимнастика, игры с кенетическим песком, игры с различными нетрадиционными материалами (прищепки, шарик и кольца суджок), динамические паузы. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Поэтому я использую: · игры, подвижные игры, игры-путешествия; · сюрпризные моменты; · просьбу о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; · музыкальное сопровождение; · конкурсы; · экскурсии; · чтение стихов, отгадывание загадок. Живо, эмоционально объясняю ребятам способы действий и показываю приемы изображения. С детьми младшего дошкольного возраста использовала следующие техники: · рисование пальчиками,ладошками; · печатание пробкой, пластиковой бутылкой; · тычок жесткой полусухой кистью. Детей среднего дошкольного возраста знакомила с более сложными техниками: · аппликации из листьев, из цветных опилок · отрывная аппликация; · рисование солью; · лепка из соленого теста; · отпечатки листьев; · рисунки из ладошки; · рисование ватными палочками; А в старшем дошкольном возрасте дети освоили еще более трудные методы и техники: · рисование с помощью политиленового пакета; · рисование мятой бумагой; · кляксография с трубочкой; · монотипия пейзажная; · аппликация в технике «айрисфолдинг»; аппликация из салфеток; · рисование восковой свечей; · пластилинография. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. В ходе реализации проекта прослеживалась взаимосвязь с образовательными областями: *«Социально-коммуникативное развитие» развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов изобразительной деятельности. Реализация партнерского взаимодействия. *«Познавательное развитие» развитие воображения, творческой активности, интересов, любознательности формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. *«Речевое развитие» обогащение активного словаря. *«Художественно-эстетическое развитие» развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания мира природы. *«Физическое развитие» развитие мелкой моторики рук. 1.2 Анализ организации предметно- пространственной образовательной среды по художественно – эстетическому развитию. Важным условием реализации проекта было обогащение предметно –пространственной образовательной среды в группе. Оборудование -альбомы, гуашь, штампы, печатки, кисти разной жёсткости, губки, вата, цветная бумага, цветной картон, трубочки для коктейля, ватные палочки, сухие листья деревьев и др.; игровой материал - подбери заплатку, разложи по цвету, каким цветом, счетные палочки, веселые прищепки; наглядно - дидактические пособия, энциклопедии, познавательная литература. Все находятся в доступном удобном месте, позволяющие детям реализовывать творческие замыслы. Созданы центры «Мастерим, творим, рисуем», «Экспериментируем». Среда смоделирована с учётом интересов детей, индивидуальных потребностей, что позволяет обеспечить разностороннее развитие каждого ребёнка, создает благополучный эмоционально-психологический климат в группе.
1.3 Анализ взаимодействия с семьями воспитанников. Целостный подход образовательно – воспитательного процесса был бы невозможен без активного вовлечения родителей в образовательную деятельность. В работе с родителями стараюсь учитывать их интересы, пожелания. На информационном стенде для родителей расположена информация о режиме дня, результаты деятельности детей , консультации и рекомендации. В совместных мероприятиях использовала такие формы работы, как тематические и индивидуальные беседы: «Как организовать детское творчество дома», семинар-практикум: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста». Родители с удовольствием принимали участие в мастер–классах, а так же сами провели мастер-класс детям «Ой качи-качи, глянь баранки, калачи». Совместно с детьми приняли участие в акции «Не руби живую ель», все елочки были выполнены в разных техниках и стали украшением нашей раздевалки. Семьи приняли участие в конкурсах в номинации семейное творчество, на которых представлены были работы выполненные в технике: пластилинография, квиллинг, аппликация из комочков салфеток и др. все это говорит о том, что родители то же заинтересованы в развитии творческих способностей своих детей и принимают важность информации представленной на информационных стендах. Все это способствует установлению доверительных отношений с семьями воспитанников, повышает педагогическую компетентность родителей, активное участие в жизни детского сада, влияет на формирование дружеского и сплоченного коллектива родителей, детей и педагогов. 1.4.Анализ профессиональной деятельности. Одним из показателей деятельности являются мои результаты участия в различных творческих и педагогических конкурсах:
Неоднократно делилась опытом работы с коллегами, через открытые мероприятия.
Условиями для успешной работы педагога считаю повышение квалификации и самообразование. Мною пройдены курсы повышения квалификации и переподготовки: 2016г. ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Педагогика и методика дошкольного образования»;2017г. ГАОУ ДПО СО ИРО г. Екатеринбург «Развивающее оценивание качеств образовательной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 2017г. Областное Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Ивановской области» по программе «Адаптированные образовательные программы дошкольного образования: проектирование и алгоритм реализации». Регулярно изучаю периодическую и методическую литературу по вопросам дошкольного образования, активно внедряю опыт других педагогов в свою профессиональную деятельность. Принимаю участие в различных педагогических мероприятиях. Совместно с коллегами ДОУ была разработана и реализована адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ. Таким образом, результаты педагогической деятельности позволяют сделать вывод о повышении педагогической компетентности, определены содержание работы по теме, разработаны формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами, подобран наглядно-дидактический материал. Педагогическая деятельность отмечена: Благодарственным письмом Управления образования администрации Ачитского городского округа (№229 от 12.09.2019г.),Грамотой МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» (№797 от 25.09.2017г.) 1.5 Анализ качества образования воспитанников. По итогам мониторинга, проводимых организацией, воспитанники имеют стабильные результаты освоения образовательной программы:
Успешная реализация поставленных задач по направлению деятельности подтверждена положительной динамикой результатов по развитию в изобразительной и продуктивной деятельности дошкольников. С целью выявления особенностей художественно - творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников, использовала методику Комаровой Т. С. по двум направлениям: *выявление уровня овладения детьми умений по изодеятельности -анализ продуктов детской деятельности (критерии: передача формы, строение предмета, передача пропорций предмета, композиция, цвет, характер линии, уровень самостоятельности); *выявление уровня творческого развития (критерии: продуктивность, разработанность образа, оригинальность, качество).
Диагностика по художественному развитию детей показала, что дети старшего дошкольного возраста умеют работать с различными изобразительными материалами, владеют разными технологиями изодеятельности; выражают свои эмоции и восприятие окружающего мира через продуктивную деятельность, относятся бережно к окружающему миру, видят красоту, проявляют творческую активность.Дети приобрели ценный опыт партнёрских отношений со сверстниками и педагогами при создании коллективных работ. Дошкольникам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными. Работы детей украшают не только интерьер нашего детского сада, но и выставлялись в выставках и конкурсах детского творчества. Результаты участия детей в конкурсах детского творчества:
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческих способностей. 8 декабря 2019 в 09:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.