Марьянко Инна Григорьевна, воспитатель

Аналитический отчет результата педагогической деятельности

 Цель аналитического отчета: самоанализ и самооценка профессиональной деятельности.

Предмет анализа: создание условий, способствующих развитию творческих способностей у детей с применением нетрадиционных форм изобразительной деятельности.

Задачи аналитического отчета:

-проанализировать содержание работы по проблеме развития творческих способностей детей;

- проанализировать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами;

- проанализировать методическое сопровождение данного направления работы;

- проанализировать профессиональную компетентность через различные формы повышения квалификации.

Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка»

Всё выше указанное обусловило выбор темы: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

Объект исследования: процесс развития  творческих способностей детей дошкольноговозраста.

Предмет исследования: нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Гипотеза. Процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста будет более эффективным, если использовать нетрадиционные формы изобразительной деятельности. 

При этом будут: учитываться психологические и физиологические закономерности развития дошкольников; созданы соответствующие условия воспитания и обучения;.эта работа вестись целенаправленно, с использованием разнообразных форм, методов и приемов воспитания и обучения; привлечены все участники образовательного процесса.

Практическая значимость: данный опыт могут использовать педагоги дошкольных учреждений в своей деятельности и вносить коррективы.


 

В своей работе руководствуюсь нормативно–правовыми документами:

*Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,

*Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта дошкольного образования"

*Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамент общего образования 28 февраля 2014 год № 08-249 Комментариик ФГОС дошкольного образования

*Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая  2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима  работы дошкольных образовательных организаций"

*Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной  деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

*Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 января 2014 г. N 14
«Об утверждении показателей мониторинга системы образования»

* Конвенция о правах ребенка.

Цели и задачи моей профессиональной педагогической деятельности определены образовательной программой дошкольного образования Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Ачитский детский сад «Ромашка» и примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой.


1. Аналитическая часть.

1.1Анализ содержания психолого – педагогической работы с детьми по развитию творческих способностей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Основная цель педагогической деятельности в межаттестационный период- создание условий для развития творческих способностей у дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Задачи педагогической деятельности: 1) изучить и проанализировать научно-исследовательскую, методическую литературу, интернет- ресурсы по данной проблеме; 2) разработать педагогический проект, подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала, 3)совершенствовать профессиональную компетентность через различные формы повышения квалификации.

В работе с детьми:

Цель:  Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности, через решение следующих задач:

· формировать интерес к изобразительной деятельности;

· знакомить детей с нетрадиционными способами изодеятельности,

·  способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с  изобразительными материалами (совершенствовать технику работы с ножницами, шаблоном, простым карандашом, стекой, кистью)

·  побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники  изобразительной деятельности 

· Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость;

· Развивать ощущения и восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт,

· Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие,

· Развивать чувство пропорции, композиции и ритма, гармонии и цвета,

· Развивать способность эстетического восприятия.

Поставленные цель и задачи реализую через проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности». Педагогический проект реализуется в непосредственно образовательной деятельности; в совместной деятельности педагога и детей. При разработке проекта использовала парциальные  программы: И.А. Лыковой «Цветные ладошки», «Шаг в искусство» С.В.Погодиной. Методические пособия: «Игровые занятия с детьми» Д.Н.Колдина, «Детское творчество» Д.Н.Колдина, «Методика обучения рисованию детей с5 до 7 лет» Н.В.Шайдурова, Увлекательное рисование методом «тычка» К.К.Утробина.

Проект основан на  следующих принципах:

- системность и целенаправленность;

- доступность (усложнение техник происходит с учетом возрастных особенностей детей, от простого к сложному);

- динамичность (техника понятна и освоена);

- наглядность (техника воспринимается через показ иллюстративного материала );

-включение в разные виды деятельности;

- участие родителей в воспитательном и образовательном процессе.

Для достижения поставленных целей и задач  применяю в практической деятельности современные образовательные технологии:

*экспериментирование: с солью, мыльными пузырями, водой, с материалами по изобразительной деятельности;

*игровые: –дидактические, развивающие, настольные игры;

*здоровьесберегающие- пальчиковая гимнастика, игры с кенетическим песком, игры с различными нетрадиционными материалами (прищепки, шарик и кольца суджок), динамические паузы.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому  важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Поэтому я использую:

· игры, подвижные игры,  игры-путешествия;

· сюрпризные моменты;

· просьбу о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

· музыкальное сопровождение;

· конкурсы;

· экскурсии;

· чтение стихов, отгадывание загадок.

Живо, эмоционально объясняю ребятам способы действий и показываю приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста использовала следующие техники:

· рисование пальчиками,ладошками;

· печатание пробкой, пластиковой бутылкой;

· тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста знакомила с более сложными техниками:

· аппликации из листьев, из цветных опилок

· отрывная аппликация;

· рисование солью;

· лепка из соленого теста;

· отпечатки листьев;

· рисунки из ладошки;

· рисование ватными палочками;

А в старшем дошкольном возрасте дети освоили еще более трудные методы и техники:

· рисование с помощью политиленового пакета;

· рисование мятой бумагой;

· кляксография с трубочкой;

· монотипия пейзажная;

· аппликация в технике «айрисфолдинг»; аппликация из салфеток;

· рисование восковой свечей;

· пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В ходе реализации проекта прослеживалась взаимосвязь с образовательными областями:

*«Социально-коммуникативное развитие» развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов изобразительной деятельности. Реализация партнерского  взаимодействия.

*«Познавательное развитие» развитие воображения, творческой активности, интересов, любознательности формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

*«Речевое развитие» обогащение активного словаря.

*«Художественно-эстетическое развитие» развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания мира природы.

*«Физическое развитие» развитие мелкой моторики рук.

1.2 Анализ организации предметно- пространственной образовательной среды по художественно – эстетическому развитию.

Важным условием реализации проекта было обогащение предметно –пространственной образовательной среды в группе. Оборудование -альбомы, гуашь, штампы, печатки, кисти разной жёсткости, губки, вата, цветная бумага, цветной картон, трубочки для коктейля, ватные палочки, сухие листья деревьев и др.; игровой материал - подбери заплатку, разложи по цвету, каким цветом, счетные палочки, веселые прищепки; наглядно - дидактические пособия, энциклопедии, познавательная литература. Все находятся в доступном удобном месте, позволяющие детям реализовывать творческие замыслы. Созданы центры «Мастерим, творим, рисуем»,  «Экспериментируем». Среда смоделирована с учётом интересов детей, индивидуальных потребностей, что позволяет обеспечить разностороннее развитие каждого ребёнка, создает благополучный эмоционально-психологический климат в группе.

 

1.3 Анализ взаимодействия с семьями воспитанников.

Целостный подход образовательно – воспитательного процесса был бы невозможен без активного вовлечения родителей в образовательную деятельность. В работе с родителями стараюсь учитывать их интересы, пожелания. На информационном стенде для родителей расположена информация о режиме дня, результаты деятельности детей , консультации и рекомендации. В совместных мероприятиях использовала такие формы работы, как тематические и индивидуальные беседы: «Как организовать детское творчество дома», семинар-практикум: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».

 Родители с удовольствием принимали участие  в мастер–классах, а так же сами провели мастер-класс детям «Ой качи-качи, глянь баранки,  калачи». Совместно с детьми приняли участие в акции «Не руби живую ель», все елочки были выполнены в разных техниках и стали украшением нашей раздевалки. Семьи приняли участие в конкурсах в номинации семейное творчество, на которых представлены были работы выполненные в технике: пластилинография, квиллинг, аппликация из комочков салфеток и др. все это говорит о том, что родители то же заинтересованы в развитии творческих способностей своих детей и принимают важность информации представленной на информационных стендах. Все это способствует установлению доверительных отношений с семьями воспитанников, повышает педагогическую компетентность родителей, активное участие в жизни детского сада, влияет на формирование дружеского и сплоченного коллектива родителей, детей и педагогов.


1.4.Анализ профессиональной деятельности.

Одним из показателей деятельности являются мои результаты участия в различных творческих  и педагогических конкурсах:

Год

Конкурс

Результат

2018г

Участие в конкурсе ДОУ «Осенние витражи»

2место

2018г

Участие в  районном конкурсе «Снегурочка и ее терем»

Диплом за участие

2019г.

Конкурс –выставка посвященная 140-летию П.П.Бажова.в номинации «Лучший рисунок-иллюстрация к сказу»

2 место

2019г.

Районный конкурс методических разработок

2место

2019г.

Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года 2019»

2место

2019

региональный этап Х Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в Свердловской области в 2019 году.

участие

2019

Районный конкурс «Пасхальная открытка 2019»

участие

2019

конкурс рисунков и поделок «Пушкинские сказки»

3место

Неоднократно делилась опытом работы с коллегами, через открытые мероприятия.

Распространение педагогического опыта

год

 Открытое занятие по экспериментальной деятельности «Извержение вулкана»  в рамках месячника опытно- экспериментальной деятельности в детском саду.

2017г.

Развитие творческих способностей старших дошкольников с использованием нетрадиционных техник  продуктивной деятельности Мастер – класс «Открытка к 8 марта в технологии айрисфолдинг» в рамках «Школы педагогического мастерства».

2018г.

Занятие по исследовательской и продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Удивительная соль»

2019г.

мастер-класс «Пасхальная открытка в технике аппликация цветными опилками».

2019г.

Условиями для успешной работы педагога считаю повышение квалификации и самообразование. Мною пройдены курсы повышения квалификации и переподготовки: 2016г. ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Педагогика и методика дошкольного образования»;2017г. ГАОУ ДПО СО ИРО г. Екатеринбург «Развивающее оценивание качеств образовательной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 2017г. Областное Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Ивановской области» по программе «Адаптированные образовательные программы дошкольного образования: проектирование и алгоритм реализации».

Регулярно изучаю периодическую и методическую литературу по вопросам дошкольного образования, активно внедряю опыт других педагогов в свою профессиональную деятельность. Принимаю участие в различных педагогических мероприятиях. Совместно с коллегами ДОУ была разработана и реализована адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ.

Таким образом, результаты педагогической деятельности позволяют сделать вывод о повышении педагогической компетентности, определены содержание работы по теме, разработаны формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами, подобран наглядно-дидактический материал.

Педагогическая деятельность отмечена: Благодарственным письмом Управления образования администрации Ачитского городского округа (№229 от 12.09.2019г.),Грамотой МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» (№797 от 25.09.2017г.)


1.5 Анализ качества образования воспитанников.

По итогам мониторинга, проводимых организацией, воспитанники имеют стабильные  результаты освоения образовательной программы:

 

Уровни %

Познавательное развитие

Социально- коммуникативное развитие

Художественно- эстетическое развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Старшая группа 2016-2017уч.г.

Высокий

43

60

35

45

67

Средний

43

30

45

50

19

Низкий

14

10

20

5

14

Подготови

тельная группа

2017-2018уч.г.

Высокий

55

75

43

50

78

Средний

41

20

50

45

10

Низкий

4

5

7

5

12

Младшая группа 2018-2019уч.г.

Высокий

20

40

52

38

 

Средний

69

42

44

48

 

Низкий

11

18

4

14

 

Средняя группа 2019 на начало уч.года

Высокий

34

45

42

38

54

Средний

60

50

42

44

18

Низкий

6

5

16

18

28

 

Успешная реализация поставленных задач по направлению деятельности подтверждена положительной динамикой результатов по развитию в изобразительной и продуктивной деятельности дошкольников.

С целью выявления особенностей художественно - творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников, использовала методику Комаровой Т. С. по двум направлениям:

*выявление уровня овладения детьми умений по изодеятельности -анализ продуктов детской деятельности (критерии: передача формы, строение предмета, передача пропорций предмета, композиция, цвет, характер линии, уровень самостоятельности);

*выявление уровня творческого развития (критерии: продуктивность, разработанность образа, оригинальность, качество).

Основные методы применения для диагностики - это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа.

Уровень  творческого развития

высокий

средний

низкий

Старшая гр.  на начало уч.года

30

40

30

Подготовительная к  школе группа

60

25

15

 

Уровень сформированности умений по изодеятельности

высокий

средний

низкий

Старшая гр.2016-2017 уч.год

40

45

15

Подготовительная к  школе группа

2017-2018 уч.год

50

45

5

Младшая группа 2018-2019уч.г.

0

36

64

Средняя группа 2019 на начало уч.года

14

46

40

 

Диагностика по художественному развитию детей показала, что дети старшего дошкольного возраста умеют работать с различными изобразительными материалами, владеют разными технологиями изодеятельности; выражают свои эмоции и восприятие окружающего мира через продуктивную деятельность, относятся бережно к окружающему миру, видят красоту, проявляют творческую активность.Дети приобрели ценный опыт партнёрских отношений со сверстниками и педагогами при создании коллективных работ.

Дошкольникам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными. Работы детей украшают не только интерьер нашего детского сада, но и выставлялись в выставках и конкурсах детского творчества.

Результаты участия детей в конкурсах детского творчества:

Год

Конкурс

Результат

2016г.

Районный конкурс «Каждой пичужке наша кормушка»

дипломы за участие

2017г.

«Мода для пешехода» в номинации «Аксессуары для пешеходов»

2место

2017г.

Районный конкурс «Баба Яга и новый год»

Дипломы за участие

2018г

Лыжня России 2018

3место, дипломы за участие

2018г

Районный конкурс  «Пасха Красная-2018» (поздравительная открытка смешанная техника)

1место, диплом участника

2018г.

Фестиваль- конкурс «Хрустальная капелька2018».

1место

2018г

. Участие детей в  районном конкурсе «Снегурочка и ее терем».

2место, диплом участника

2019г.

Конкурс –выставка посвященная 140-летию П.П.Бажова.

2,3 места, дипломы участников

2019г.

Районный конкурс «Лес боится огня"

участие

2019

Районный конкурс  «Пасхальная открытка 2019»

1место

 

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческих способностей.

8 декабря 2019 в 09:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.